Театр НОВОГО зрителя (ttnz) wrote,
Театр НОВОГО зрителя
ttnz

Categories:

О далеком Лондоне и близком Томске

Их дружеское трио сложилось давно, артистическое – относительно недавно и не имеет названия, но зато отличается оригинальным исполнением, эффектным внешним видом и искренним желанием дарить своим зрителям радость. Ольга Никитина, Марина Фадеева и Ольга Райх блеснули в концерте «капустных» актерских номеров, исполнив шутливую по манере песню «В далеком Лондоне». Сам по себе озорной и стильный номер (бывает и такое) не обещал тогда никаких серьезных дивидендов. Однако с азартом и удовольствием сделанный и исполненный он стал началом примечательной истории в творчестве наших героинь.
В конце февраля актрисы ТЮЗа приняли решение участвовать во Втором открытом региональном фестивале-конкурсе «Почти Belcanto» в г.Тюмени. Даже пресловутый поиск финансирования в театре завершился успешно. И актрисы в сопровождении бессменного аккомпаниатора Вадима Мухортова поездом отправились в поющую Тюмень.
Об этой поездке и её результатах, о явлении актерской песни и о природе актерского ансамбля, юморе и многом другом мы поговорили с нашими собеседницами: Ольгой Никитиной, Ольгой Райх и Мариной Фадеевой.

Как это было?
Фестиваль-конкурс «Почти Belcanto» проводился в Тюмени только второй раз, однако в сравнении с первым сами организаторы отмечали небывалый интерес и активность участников. Екатеринбург, Казань, Кемерово, Иркутск, Курск, Москва, Пермь, Рязань, Тверь – десятки городов, и среди них - Томск.
Идея создания фестиваля возникла у председателя Тюменского отделения союза театральных деятелей РФ, народного артиста России Владимира Орла. К 65-летнему юбилею регионального отделения СТД и приурочили  это масштабное торжество актерских певческих талантов. Для справки: Belcanto переводится как итальянская школа пения, которая характеризуется красивым мягким звуком. Смесь юмора, песни и актерской игры дала название «Почти Belcanto».
Ольга Никитина: Уровень конкурса был довольно высоким. И мы, конечно, находились под большим впечатлением от происходящего. Участников было так много и география такой широкой, что было с чем и кем сравнивать. Фестиваль шел два дня. В первый день проходил сам конкурс. Вечером нас ждал творческий ужин. Да, это так называлось! Там театры в формате капустника исполняли свои номера. Это был дух творческой лаборатории. Уже потом мы втроем говорили и пришли к выводу: актерская песня – это очень серьезно. И не менее серьезно должна быть поставлена работа с актерами по овладению вокалом, своим голосом, новыми выразительными средствами.
Ольга Райх: У нас в Томске есть свой конкурс. Но опыт участия в «Почти Belcanto», то разнообразие… Представьте, 41 номер! Конкурсанты из самых разных городов России. Даже актер из Израиля принял участие… Но дело даже не в этом. Было много актеров с мощным, потрясающим вокалом. И они делали свои номера так талантливо! Из Кудымкара актер, который взял Гран-при, поразил 4-минутным моноспектаклем, он исполнил «Желтый ангел» Вертинского.
Ольга Никитина: В зале плакали, правда. Так проникновенно это звучало. А актрисы из Екатеринбурга заняли первое место с юмористическим номером «Я ехала домой».
Ольга Райх: Пели на голоса, раскручивали сюжет…
Ольга Никитина: Но справедливости ради заметим, что в этих театрах актерская песня живет как отдельный жанр, профессиональные педагоги систематически занимаются с труппой, номера режиссируются.
Знакомства с серьезными последствиями
В поезде наши артисты познакомились с ребятами из Омска. Оказалось, что они тоже едут на конкурс.
Ольга Райх: Мы разговорились. У них в театре действует универсальная система подготовки актеров. При театре существует театральная студия, ребята из которой имеют возможность попасть в труппу.
Ольга Никитина: Театральная студия «выращивает» для театра актеров. Не все выпускники студии становятся актерами, потому что не все к этому стремятся. По принципу родника или ручья талантливые дети остаются в театре.

В Томске тоже в своё время были успешные театральные студии при театрах. Такая «кузница кадров» могла существенно помочь в ситуации с театральной молодежью, миграция которой, так или иначе, сказывалась на развитии театра, на его репертуаре. В ТЮЗе однажды тоже возникла ситуация, когда труппа остро нуждалась в молодом пополнении. Тогда опытные артисты привели в театр своих учеников из Томского колледжа культуры и искусства (ТОККИ). Пока что колледж, сменивший название, остается единственной площадкой подготовки артистического состава. Однако, о конкурсе…
Творческие и рабочие поездки всегда открывают глаза на проблемы и способы их решения.
Ольга Райх: На конкурсе мы познакомились с педагогом одного из театров. Она проговорила очевидную, но такую важную для нас мысль: с помощью голоса можно выразить свою душу, зритель услышит твое звучание, звучание тебя.
Ольга Никитина: Это очень нужно для профессии. Арии петь мы не собираемся, но грамотное звукоизвлечение нам бы пригодилось.
Ольга Райх: Поэтому мы в Томске нашли педагога, пока в театре его нет, чтобы заниматься самостоятельно. Людмила Ивановна Асланян делает это очень профессионально. По оригинальной системе. Пытается донести до нас, как… прыгать по камушкам…
Ольга Никитина: Да-да, или что в зубах маленькие дырочки. Голова кругом от того, как разыгрывается наша актерская фантазия. Нам это удается просто.
Ольга Райх: И так, играючи, мы постигаем сложную науку. Новичков она учит катить бочку. У нас и шутка такая есть – мы всё бочку катим.
Ольга Никитина: Конечно, у нас есть желание отнестись и заниматься этим серьезно. Но сначала нужно изучить азы.
Ольга Райх: Она нас учит академическому пению, развивает наши природные способности. Что мне нравится - она сама поет.
Ольга Никитина: Да, такой «играющий тренер». И хорошо, что мы подталкиваем друг друга к работе, «играем командой».
Что такое актерская песня и феномен всенародной любви?
Ольга Никитина: У нас зависимая профессия. В том смысле, что мы зависим от режиссера, от того, как он видит спектакль и кого выбирает в нем играть. Идея выступить, по крайней мере, у нас с Мариной, возникла от простоя. Мы не так заняты сейчас, как хотелось бы. Мы захотели показать другую грань своего актерского существования.
Попульки
У Ольги Райх история явно отличалась, поскольку в театре она играет много, чтобы чувствовать свою востребованность. Она рассказала, что уже давно познакомилась с творческими биографиями Елены Камбуровой, Марлен Дитрих и вдохновилась их искусством актерского исполнения песен. Когда на глазах у зрителей возникало сценическое действие, эпицентром которого была актриса и её песня.
Ольга Райх: Именно этим – актерским существованием на сцене – и интересна актерская песня. Почему, например, некоторых исполнителей-вокалистов невозможно слушать долго – в каждой песне нет отдельного существования.
Ольга Никитина: Согласна. За что в свое время так полюбили Пугачеву? На сцене она каждый раз и каждую песню придумывала сама, про что и зачем она это поет. Одного голоса для этого не достаточно.
Ольга Райх: Нам в театре захотелось начать с малого. Мы и сейчас и тогда прекрасно понимали, что без педагога сделать номер на высоком уровне невозможно. Но задолго до конкурса у нас возник номер «В далеком Лондоне»…
Ольга Никитина: Из самых дружеских побуждений!
Ольга Райх: Мы выступили с ним на День театра, потом выступали на корпоративах…
Ольга Никитина: Да, так мы придумали себе еще один способ самовыражения.
О команде или как возникает актерский ансамбль?
Ольга Никитина: Если образно выразиться, актерский ансамбль – как баскетбол. Смысл в том, что ты не бежишь с мячом, а постоянно его бросаешь. И при этом твоя задача – знать и чувствовать, кому его кинуть и кто точно его поймает. В большинстве случаев это зависит от режиссера, как он это выстроит. Конечно, мне бы очень хотелось играть с Олей и Мариной, мы ведь дружим, но от нас это не зависит. Вообще я готова в работе полюбить любого партнера, просто потому что мы делаем одно дело. Самое сильное моё переживание существования в актерском ансамбле – это стопроцентно командный спектакль «Калека с острова Инишмаан» (режиссер заслуженный деятель искусств России Лариса Лелянова).
Ольга Райх: У меня такое чувство возникло в работе над «Анной Карениной» (режиссер Евгений Лавренчук). Я бы описала это как работу не со всеми, а даже за всех, полное растворение в каждом партнере, понимание того, что без тебя или кого-то другого спектакль существовать не сможет.
Ольга Никитина: Вот видите, какими индивидуальными бывают чувства. Для меня «Каренина» не всегда была такой. Хотя ведь мы сидели и слушали друг друга за сценой. И был даже такой случай: на премьере я поняла, что не работает микрофон, и внутренне смирилась с тем, что придется работать только своим голосом. Как только я попала за кулисы – все бросились ко мне. Ефим Руах (художник спектакля), Кузичкин (исполнитель роли Каренина), Олег Стрелец вообще судорожно начал срывать с себя пояс с микрофоном со словами: «Мне он больше не нужен, возьмите вы…» Думаю, я выдержала только благодаря этому.
К нам присоединилась Марина Фадеева, и мы продолжили тему, поменяв немного направление.
Ольга Райх: Наш ансамбль точно сложился! Мы разные. И нас спасает чувство юмора. Ситуации порой бывают непредсказуемые.
Марина Фадеева: Как тут обойтись без командного духа, когда за минуту до выхода осознаешь, что на платье сломан замок…
Ольга Райх: …И дрожащими руками второпях его зашить не получается…
Марина Фадеева: …И приходится выступать боком, чтобы никто ничего не заметил.
И в Тюмени без курьезов не обошлось
Ольга Никитина: Нас объявили по фамилиям. Мы приготовились к выступлению. И с недоумением видим, как на сцену понесли 4 стула. Дело в том, что никакого реквизита в нашем номере нет и быть не должно! Понимая, как мало у меня времени, я пытаюсь спорить за кулисами с женщиной, которая слышать ничего не хочет: «У вас написано – 4 стула!» Каким-то образом на сцене все-таки показывается монтировщик и начинает эти стулья убирать. По залу уже раздаются сдавленные смешки.
Марина Фадеева: Выносят стул Мухортову…В зале уже не сдерживаются. И тут выходим мы!
Ольга Райх: Вполне себе серьезные, в образе таких «аккуратных гимназисточек». Но публика в зале уже встречает нас смехом. А мы не специально!
Марина Фадеева: Нас очень хорошо принимали.
Ольга Райх: Нас точно запомнили!
Марина Фадеева: Мы с этим номером всегда ожидаем более сдержанной реакции. Ведь там не так уж всё и смешно. Но мы невольно его постепенно изменяем.
Ольга Никитина: Самое смешное-то не рассказали! Мы ушли за сцену, а эта женщина снова на нас нападает: «Почему у вас Райх в двух номерах!» Мы ей: «Да нет же, в одном!» Она нам: «В двух!» - и показывает. Правда, в конце программы еще одна Ольга Райх, только из другого театра – тёзка и однофамилица нашей.
Ольга Райх: Мы с ней потом познакомиться пошли.
Ольга Никитина: В общем, …нам нужен в театре музыкальный спектакль-концерт, чтобы мы могли увековечить свой номер и представить его широкой зрительской аудитории.
Марина Фадеева: Такие музыкальные спектакли в театре шли, но создавались они без сколько-нибудь основательной идеи.
Ольга Райх: На хороший спектакль нужно хорошо потратиться.
Ольга Никитина: И, конечно, нужен педагог. Хочется делать это хорошо, на высоком профессиональном уровне. У зрителя, мне кажется, потребность в таких спектаклях есть.
Что для вас песенный текст?
Марина Фадеева: Текст – это история, от него зависит всё решение образов, манера исполнения. Для своего выступления мы решили взять песню, которую не знали раньше. Услышав её, мы «придумали» идею – захотелось парадоксальных образов, неожиданных. Поэтому мы и стремимся исполнять малоизвестные песни, пародия образа нам не интересна. Наша задача – сотрудничать и получить от совместной работы удовольствие. У нас разный жизненный и творческий опыт, и мы подаем друг другу идеи…
Ольга Райх: …И помогаем друг другу переступать через сомнения: вдруг что-то не получится. Нам есть над чем работать. Мне ценно, что из нашей дружбы возник творческий союз.
Марина Фадеева: Очень бы хотелось увидеть расцвет актерской песни в Томске.
А есть ли в Томске актерская песня?
Ольга Райх: Взять хотя бы наш театр. Ребята из «Глухих согласных» исполняют песни, но это нечто другое. И дело тут не в жанре.
Ольга Никитина: Как явления, думаю, актерской песни в Томске пока нет. В том смысле, когда в театрах этому придается серьезное значение.
Куда дальше?
Ольга Райх: Мы теперь за границу!
Марина Фадеева: …Томской области точно.
Ольга Никитина: Я говорила, что у нас есть идея драматического существования вместе. Мы что-нибудь придумаем!

Конкурс завершился. Жюри во главе с председателем - директором Департамента культуры Тюменской области Е.С.Негинским и председатель Тюменского отделения СТД России В.В.Орёл отметили выступление томских артистов специальным призом «За искрометный юмор и позитивный настрой». А тюменцы подарили нашим артистам ночную экскурсию по своему городу, основательно погрузив в краеведческие глубины его происхождения.
Мы искренне рады их успеху и надеемся, что эта маленькая смешная сценическая история «В далеком Лондоне» получит продолжение в нашем родном Томске.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments