?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Ванюша, Иван Петрович" - спектакль для Томского ТЮЗа эпохальный. Впрочем, о таких спектаклях вообще разговор особый. В статье Марии Симоновой речь пойдет об истории пьесы, которая продолжает жить на подмостках, и о творческом коллективе, подарившем Томску свою версию сибирского сказа. Об этом подробнее в материале автора.
Необычную сказку выбрали для своего новогоднего спектакля в литературно-художественном театре «Глагол» во Дворце творчества детей и молодежи города Томска. Режиссер Светлана Сулева и ее коллектив решили представить зрителям «Ванюшу, Ивана Петровича» - постановку пьесы томского автора Александра Казанцева, таежный сказ для больших и маленьких

ЧТО БЫЛО

У этого произведения интересная история. Пьеса писалась специально для Томского театра юного зрителя. Дело было еще в 1980-х. Ее премьера состоялась 23 ноября 1987 года, поставил спектакль известный в городе режиссер и актер Олег Афанасьев. «Ванюша, Иван Петрович» стал настоящим событием, и задержался на сцене на 18 лет.

Леонтий Усов, скульптор и актер, в те годы служивший в ТЮЗе:

- Это было стечение обстоятельств: главным режиссером театра стал Олег Алексеевич Афанасьев, и тогда Александр Казанцев принес ему свою сказку «Ванюша, Иван Петрович». Решили сделать большуший, мощный спектакль, настоящий сибирский сказ, на него были брошены все силы театра. Казанцев каждый день сидел на репетициях, Олег Алексеевич многое перечеркивал в его пьесе, заставлял писать новые сцены, тот бежал, и к утру возвращался с измененным текстом.
В постановке играла почти вся труппа. Моей супруге Наталье Скатовой досталась роль главной Лихоманки, а мне – роль Царя.
Николай Кузнецов, художник, придумал костюмы и декорации, я специально для спектакля сделал скульптуры из дерева. Помню, как мы ездили в лес, выбирали коряги, потом из них получились Лешие.
Владимир Шинкевич написал прекрасную музыку, мне запомнилось, как Скатова пела потрясающим голосом. Вся труппа в спектакле танцевала. Хореограф Валентина Петриева поставила нам замечательные танцы, мы их долго репетировали, всегда специально разминались перед спектаклем.
В финале я как Царь кричал: «А не перенести ли столицу сюда, в Сибирь?», все отвечали: «Не надо! Мы живем хорошо без ваших столиц!». Я соглашался: «Ладно, плясать повелеваю по такому случаю!», и мы спускались со сцены в зал, танцевали рядом со зрителями.
Спектакль был настоящей феерией. Гениальная, я считаю, постановка Афанасьева, прекрасный текст Казанцева, да и мы, актеры, постарались. Неудивительно, что когда шел «Ванюша, Иван Петрович», в зале всегда был аншлаг.
Мне запомнился такой удивительные случай - сначала мама приводила девочку на нашу сказку, а потом, когда спектакль шел уже последние годы, то та девочка уже выросла, у нее родилась дочка, и тоже посмотрела «Ванюшу, Ивана Петровича». Кстати, пьеса потом ставилась не только в Томске, а и в других городах Советского союза.

ОГОНЬ В ТАЙГЕ

Выбрать именно эту пьесу во Дворце творчества детей и молодежи решили отчасти…из-за страшных лесных пожаров прошедшего лета.

По сюжету сказки ее главный герой, добрый молодец Ванюша, живет в таежной деревушке. В то время как остальные занимались охотой и искали себе невест, наш герой сидел дома, да вырезал из дерева фигурки. Однажды он доразвлекался до того, что брошенный в печку трехголовый деревянный змей превратился в настоящего. Это чудовище полетело поджигать тайгу, а Ванюша, как настоящий добрый молодец и человек честный, отправился тайгу спасать. Тут-то его приключения и начались.

Светлана Сулева, режиссер Дворца творчества детей и молодежи города Томска, руководитель литературно-художественного театра «Глагол»:

- К прошлому Новому году мы поставили сказку «Волшебный орех», историю о Щелкунчике, где сочетали балет и очень современный вариант этой истории. После той работы мы поняли, что теперь хотим поработать над русской сказкой. Нам хотелось истории, где бы непременно были Баба Яга, Кощей бессмертный, и Иванушка. Еще весною я вспомнила про «Ванюшу, Ивана Петровича». А окончательно поняла, что нам надо выбрать эту пьесу, когда летом в тайге загорелись леса, и город окутал дым. Возникло такое чувство безысходности…Причем, когда Александр Казанцев писал эту пьесу, проблема лесных пожаров еще не была так актуальна, он словно предвидел ее.

Когда началась работа, то оказалось, что найти пьесу непросто. В ТЮЗе итогового текста не сохранилось.

- Мне сказали, что где-то в запасниках пьеса есть, но быстро ее не отыскать, - поясняет Светлана Сулева. – Тогда я позвонила Ларисе Казанцевой, вдове писателя, она нашла для нас дома единственный экземпляр, напечатанный на машинке. В октябре мы его получили, отсканировали, выложили на своей страничке в интернете, и поделили сканы между ребятами. Несколько дней набирали текст с фотографий, вычитывали его. Когда все было готово, и мы прочитали пьесу, то поняли: это махина, такую большую постановку нам не осилить, так что наш спектакль, конечно, по мотивам «Ванюши, Ивана Петровича». Многое мы сократили, и актеры у нас непрофессиональные. Хотели найти видеозапись постановки, но не удалось. Хотя народная память о спектакле жива! Я не помню деталей, но впечатления о представлении до сих пор живы. Помню Владимира Тарасова, Леонтия Усова, Наталью Скатову, Сергея Хрупина и других…Что они вытворяли на сцене!

Во время работы над постановкой «Глагол» обращался к участникам спектакля ТЮЗа за консультацией: заслуженный артист РФ Сергей Хрупин подсказал ребятам, как правильно произносятся сложные имена героев, уточнил по поводу некоторых ударений. Сотрудничает с театром Елена Саликова, актриса томской Драмы, когда-то работавшая в ТЮЗе и тоже участвовавшая в спектакле - она поделилась своими воспоминаниями о той постановке.

АКТЕРЫ
   
Актеры театра «Глагол» спектакля в ТЮЗе не застали. Но пьеса им сразу пришлась по душе.

Алексей Копылов, театр «Глагол», исполнитель роли Ванюши в спектакле 2012 г.

- Мы на первых репетициях всегда посвящаем много времени истории того материала, который ставим. Тогда все персонажи становятся понятнее. Конечно, мы знали, что речь идет о пьесе томского автора, и это имело для нас большое значение. Мне было важно, что мы работаем с местным материалом. Это стало еще одним поводом для того, чтобы стремиться сыграть свою роль как можно лучше. Мой персонаж мне интересен тем, что в нем есть развитие, персонаж из Ванюши, который сидит на печи, строгает и никогда не бывает в тайге, постепенно превращается в храброго, уверенного в своих силах героя.  Работа в новом спектакле дается непросто, подобных ролей у меня еще не было.

- У наших героев в спектакле сибирский говор, что тоже дало нам новый опыт, - считает Светлана Фоченкова, исполнительница роли Лихоманки.

Героиня Светланы в сказке – одна из самых колоритных, ярких, запоминающихся. Актрисе хотелось попробовать себя в характерной роли. Сначала ей была обещана «роль Бабы Яги» в русской сказке, но в итоге оказалось, что в сибирском фольклоре таких персонажей не было. Так Свете и досталась обитательница болот Лихоманка.

- У нее настоящий русский женский характер, непростая судьба, - уверена Светлана. – Она одинока, и когда молодец приходит к ней в болото, то готова ради него на все. Она до последнего надеется, что он останется с нею в болоте, но в итоге, хотя он собирается уйти, Лихоманка все равно бескорыстно ему помогает.

ПОСТАНОВКА

Спектакль во Дворце творчества получился масштабный, в нем занято более 40 человек, это яркое представление с танцами, песнями, эффектными сценами появления Змея Горыныча. Кроме литературно-художественного театра «Глагол» в постановке участвуют и другие коллективы Дворца:  игровой клуб «Колобки», хореографическая студия «Фуэте», школа-студия народного танца «Русские забавы» и вокальный ансамбль «Подсолнухи». Костюмы для красочной сказки создала художник Анна Михалицына. 

Среди его зрителей, возможно, будут и те, кто застал «Ванюшу, Ивана Петровича» на сцене томского ТЮЗа - им интересно будет сравнить два спектакля.

Ольга Радионова, областной Дом искусств, зритель обеих постановок — 1987 и 2012 г.:

- Я любила спектакль ТЮЗа, он всегда производил мощное впечатление. Понятный сюжет, спецэффекты… «Ванюшу, Ивана Петровича» ценили дети, родители и сами актеры. Когда Светлана Сулева взялась за эту сказку, то не все шло просто. Она отмечала, что поэтика и темпоритм пьесы за прошедшие 25 лет заметно устарели. Были сложности с музыкой. Но вот начал вырисовываться спектакль, я видела на репетициях его первые шаги. Стали танцевать дети, зазвучали песни…И случилось волшебство! Иногда суп варят из разных ингредиентов, и только дополняя друг друга, они становятся удивительно вкусными. То же самое получилось со спектаклем: от сочетания пьесы, танцев, музыки, песен все заиграло, ожило. Я снова ощутила магию этой сказки. Возможно, ее сила в том, что пьеса написана на местном материале, энергию автор брал здесь, в Сибири. Рада, что эта сказка продолжает жить, что она снова играется в Томске. Тем более, как я поняла, она очень нравится самим ребятам, которые в ней заняты. Все играют в спектакле с удовольствием!

В новогодние праздники театр «Глагол» сыграет сказку почти 30 раз.


http://afisha.westsib.ru/text/read/6356