Театр НОВОГО зрителя (ttnz) wrote,
Театр НОВОГО зрителя
ttnz

Театральное закулисье: гримеры. Мария Симонова

В этом цехе могут превратить и в эффектную красавицу, и в любого загадочного персонажа из сказки. Здесь создают витиеватые прически, приклеивают бороды и усы, маскируют недостатки и при необходимости преображают до неузнаваемости. О том, с помощью чего гримировали и гримируют артистов, как мастерят бороды и усы и как делают лысины для героев спектаклей, удалось узнать в гримерном цехе Театра юного зрителя.

В крупных столичных театрах обычно есть отдельный гримерный цех и цех постижерный. А в томском ТЮЗе на всю труппу одна она - Тамара Анатольевна Русинова, гример-постижер, заведующая гримерным цехом. Даже представить себе сложно, как она все успевает – дел в театре и для гримера, и для постижера находится немало:

- Грим и прически обычно разрабатываю я, - рассказывает Тамара Анатольевна. – В постановочных группах отдельного художника-гримера почти никогда бывает.  И я лучше всех знаю наших актеров. То, что предложит художник, может не всем оказаться к лицу. Известно мне и кому какая подойдет прическа, какую позволят сделать волосы. Так что образы мы продумываем вместе с артистами, естественно, не выходя за рамки общей концепции спектакля. Гримирую и причесываю актеров я не только перед спектаклями, которые проходят в нашем здании, но и вместе с ними посещаю выездные представления (в детских садиках и школах Томска и области). Выездов у театра тоже немало. Также среди моих задач – создание париков, накладных усов и бород. Так что работы у меня достаточно.

В театр Тамара Русинова попала совершенно случайно. Она была парикмахер-универсал, умела мастерить парики, поскольку в то время они считались модными. Работала бригадиром в парикмахерской, и однажды мастер по маникюру, чей муж был музыкантом и дружил с творческими людьми, спросила коллегу: «Не хочешь пойти в театр? Там нужен гример-постижер…»

- Я ответила: «Пожалуй, попробую, и вот уже пробую 30-й год! – смеется Тамара Анатольевна. – Пришла в ТЮЗ в 1983 году, тогда театру было всего три года, здание ремонтировали, нас переселили во Дворец пионеров. Помню, как вернулись в свое здание, все отмывали после ремонта, потихоньку обустраивались. Я когда начала работать в ТЮЗе, то меня сразу полностью поглотили дела - мне выдали большую сумку и отправили с театром по выездам – тогда много сказок играли в детских лагерях. Затем начались летние гастроли по области. Это дело ответственное, собираешь большой ящик со всем необходимым для грима и причесок на всю поездку, а играть предстоит спектаклей 20. И надо все нужное взять с собой, если что-то забудешь, то будешь выкручиваться как придется. К счастью, ничего серьезного, бороды или усов, париков мы не забывали. Бывало, какой-то карандаш нужный оставался в Томске, но это не так страшно, выкручивались.

Важный момент в работе гримера – организованность. Опаздывать нельзя ни в коем случае – зритель не будет ждать, пока артисту мастерят прическу или накладывают грим. Даже если артист придет позже, чем нужно, то гример-постижер все равно должен успеть сделать все необходимое до 3-го звонка.

Иногда, если для спектакля нужно сделать много сложных причесок, то составляется график, кто когда приходит к мастеру:

- Например, перед спектаклем «Женитьба» я сначала накручиваю всех актрис на бигуди, затем занимаюсь прическами актеров, а потом уже завершаю работу над образами артисток, - рассказывает Тамара Анатольевна. – Хотя у мужчин иногда тоже непростые прически, например Денис Иванищев в «Женитьбе» когда впервые выходит на сцену – у него кудри во все стороны, а потом, всего через 5 минут, он должен появиться с аккуратной прической. Мне приходится сидеть за кулисами, чтобы успеть привести его волосы в порядок. Когда-то у нас в репертуаре был спектакль «Под небом голубым», где Людмила Мелентьева играла сразу 4 роли. Мы с костюмерами за кулисами помогали ей мгновенно переодеться и поменять прическу. Было нелегко, зато зрителям интересно, когда буквально через минуту к ним выхолит уже совсем другая девушка. Спектакль «Анна Каренина», конечно, тоже требовал много сил - часа за 4 до него начинала работать. Там же были задействованы не только наши актеры, но еще и приглашенные музыканты, причем всякий раз новые. Создавать для музыкантов какой-то образ было невозможно, времени совсем не было – я впервые видела людей перед спектаклем и спонтанно придумывала грим

Известно, что в театре грим наносится всем, не только дамам, но и мужчинам:
- Зритель не виноват, если у мужчины на лице прыщик или порез от бритвы, конечно, мы их маскируем, - поясняет Тамара Анатольевна. – На спектакль вообще обязательно нужно накладывать тон, ведь на сцене в ярком свете будут видны все нюансы.

С помощью чего именно гримируют в театре артистов? Для сказок нужен классический «театральный грим», палитра разных цветов, которые можно смешивать. Для вечерних спектаклей подходит вполне традиционная косметика: карандаши, тени, тушь, тональный крем, помады и другое. Пудра в театре непременно должна быть рассыпчатая, поскольку компактная размажет уже нанесенный грим. Ресницы иногда приклеивают накладные. Седину, когда для роли нужно состарить артистов, делают с помощью специального состава. Хотя знавал театр и такие времена, когда приходилось выкручиваться с помощью старых народных средств:

- В годы перестройки ничего было не достать, - вспоминает Тамара Русинова. – Спасались «бабушкиными рецептами». Лак для волос исчез из продажи, а без него прическу не сделаешь, там мы семя льна заваривали, с его помощью волосы фиксировали. Грима не было – тоже как-то исхитрялись, остатки помад и карандашей варили, смешивали. Для седины брали толченый мел. И ничего, выжили, и все спектакли играли с нужными прическами и гримом.

Если для спектакля нужны парики из натуральных волос, то их делает постижер. Бороды и усы – тоже его забота. Для них необходимы натуральные волосы. Их плетут тончайшим крючком, а затем варят в специальном составе. Так достигается нужная для бороды легкая курчавость. Именно накладные усы и бороды заставляют больше всего нервничать гримеров – ведь никто не застрахован от ситуации, когда что-то отклеится прямо на сцене, во время действия. Конечно, их стараются закрепить как можно надежнее, но все может случиться, поэтому гример непременно смотрит весь спектакль, следит, все ли в порядке.

- Некоторые спектакли я никогда полностью не видела, разве что на репетициях, - отмечает Тамара Русинова. – Иногда приходится все действие стоять за кулисами. Так что смотришь постановку не из зрительного зала. А случается во время спектакля разное – однажды, помню, со спектаклем «Эй ты, здравствуй!» поехали в детский лагерь. Там  Гена Поляков играл (тогда он еще работал в ТЮЗе). И в одном из эпизодов он должен был появиться на сцене такой красивый, в белой рубашке, эффектный…А в тот раз он выходит – вижу на его лице черную полосу и пятна. Подошла поближе к сцене, взяла грим и пудру, шепчу «Гена, у тебя пятна черные на лице!», но уйти со сцене ему в этом эпизоде нельзя. В антракте долго не могли понять, в чем дело, замазывала пятна с большим трудом. Потом догадались – он в начале спектакля брал бутылку с бутафорским напитком темным, и эта краска брызнула ему на лицо.

Интереснее всего, как признается Тамара Анатольевна, ей работать над сказками, где можно создавать образы кошечек, зайчиков и других зверушек, использовать фантазийные парики. Здесь большой простор для фантазии. Также привлекают ее постановки в духе ретро, для которых нужны сложные прически.

- Делать, конечно, приходится больше, но зато получаешь удовольствие от результата, - поясняет Тамара Анатольевна. Когда-то у нас был спектакль «Дикарь», где в одной из сцен появляются гостьи, их прически могли быть любыми. И все годы, что шла эта постановка (а она была в репертуаре больше 7 лет), я каждой гостьи делала новую прическу, продумывала свой образ.

Из тех спектаклей, что сегодня идут в ТЮЗе, особенно непросто гримировать артистов для «Зверя» - ведь в нем большинство героев лысые, а один, напротив, с густой бородой.

-Надевать лысину очень непросто, - объясняет Тамара Русинова. – У наших актрис длинные волосы, сначала их заплетаем, а потом уже приклеиваем «лысину». Ее из трикотажа и силикона по собственной технологии создают наши бутафоры. Специальные «лысины» можно купить в Москве, но мы обычно обходимся своими силами. Шапочку-лысину я приклеиваю к волосам, и всегда переживаю, не отклеятся – на малой сцене фонари близко и очень жарко, клей может не выдержать.

Иногда, правда, доводилось сталкиваться и с обратной проблемой: актрисы, бывает, неожиданно меняют прически, и постижеру сообщают об этом уже постфактум:

- В спектакле «Не все коту масленица» есть сцена, где девушки с длинными косами поют песни, - рассказывает Тамара Русинова. – Накануне спектакля звонит мне одна из этих актрис и говорит: «Я подстриглась. Коротко. Совсем коротко. Наголо!». Я ей отвечаю: «Ладно». Она потом удивлялась: «Я вам сообщаю, а вы никак не реагируете, не падаете в обморок!». Но зачем кричать? Она все равно уже подстриглась, лучше собраться с мыслями и решить, что делать. Нашла в итоге для актрисы парик, к нему косу приплела. Правда, проблема, что когда человек лысый, трудно надежно закрепить парик. Но нам удалось.

Особо напряженное для всех и для гримера-постижера время в театре наступает накануне Нового года, когда по несколько раз в день играются сказки, а также детей поздравляют с праздником Дед мороз со Снегурочкой. Это настоящий марафон!

- Артисты и холодной водой умываются, и капли для глаз используют, чтобы скрыть усталость и красноту, - отмечает Тамара Русинова. – Мне же еще после трех сказок надо приводить в порядок бороду Деда мороза – она же понадобиться и на следующий день.

Тяжелый у нас в театре труд, и денег в искусстве не заработаешь, но что поделать – сложно сменить работу. Театр – как отдельное государство, где своя жизнь, и как же она затягивает! Некоторые уходят отсюда, но вскоре снова возвращаются, не могут без театра.

Явно, что в храме искусства люди работают не ради денег:

- Думаю, разве интересно быть парикмахером и визажистом? Накрасишь человека, прическу ему сделаешь - и все, он уходит по своим делам, - рассуждает Тамара Русинова. -  А в театре полный зал, и актер выйдет на сцену, там у его героя будет целая жизнь. Она случится благодаря твоему гриму и твоей прическе.


http://afisha.westsib.ru/text/read/6329

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments