Театр НОВОГО зрителя (ttnz) wrote,
Театр НОВОГО зрителя
ttnz

Театральное закулисье: бутафоры. Мария Симонова

Театральное закулисье: бутафоры
10:19, 28 ноября 2012г.

Обычно все внимание на сцене театра притягивают артисты, остальное кажется лишь фоном. Но огромные помосты, необычная мебель, какой-то мелкие реквизит – без всего этого спектакль тоже был бы невозможен. А костюмы?! Одеяния для героев большинства постановок (не говоря уж о персонажах детских сказок) невозможно купить ни в каком магазине. Создают же все декорации и наряды в театральных цехах. Обычно те люди, которые занимаются этой непростой работой, остаются неизвестны зрителям. Давайте это исправим и проберемся в театральное закулисье! Начнем с бутафорского и цеха Томского театра юного зрителя.



- Это у нас самый главный цех в театре, - смеется Валентина Чечурова, заведующая бутафорским цехом. – Конечно, вам так в каждом из цехов скажут. Но все-таки именно бутафоры просто всемогущие. Мы делаем декорации и реквизит, нам приходится и шить, и строгать, и пилить, и красить… Все мы умеем, вот такие универсальные специалисты!

Валентина в театре уже шесть лет. Признается, что попала в театр совершенно случайно. Была «свободным художником», в ТЮЗе собиралась поработать пару месяцев, тем более, что зарплата в театре меньше, чем удавалось зарабатывать «на вольных хлебах». Но ох уж эта магия театра! Не всем удается ее победить и покинуть храм искусства. Например, Александр Михайлович Никифоров в бутафорском цехе работает уже 17 лет. Он художник, окончил знаменитое Суриковское училище (Московский государственный академический художественный институт им. В.И. Сурикова). Занимался творчеством и рекламой, а в пятьдесят лет пришел в театр:

- Я его люблю с детства, особенно кукольный! – говорит Александр Михайлович. – И к ТЮЗу за столько лет душою прикипел, нравится здесь работать.

Татьяну Митереву в бутафорский цех привело желание творить:
- Когда предложили попробовать себя в такой работе, согласилась не раздумывая, - говорит Татьяна. – Хотя боялась, вдруг не все будет получаться. Но оказалось, я быстро учусь. Тем более, с первого дня пришлось активно включаться в работу, тогда в театре ставили спектакль «Карлик Нос». Столько всего для него склеивать пришлось!

Андрей Шадрин до сих пор полагает, что для него театр скорее хобби, чем работа. Он известен в Томске и как художник, в прошлом году в Областном художественном музее проводилась его персональная выставка.

- Театр мне интересен тем, что здесь я общаюсь с близкими по характеру людьми, и нет принципиальной разницы артисты ты, костюмер или бутафор, - поясняет Андрей. – Я однажды пришел и сказал: возьмите меня в театр, на вопрос «Что умеете?» ответил: «Все!». Не лукавил. Я и по дереву резал, и в художественном фонде работал, и картины пишу, а по специальности вообще штурман (после такой профессии уже ничего не страшно!).

В бутафорском цехе ТЮЗа нет «разделения труда» - каждому приходиться и шить, и красить, и клеить, правда, пилят и строгают мужчины. Главное, что сетовать на однообразие причин нет.

Свои сложности в бутафорском деле, конечно, тоже есть:
- Самое трудное - прийти к согласию с режиссером и художником, - считает Валентина. - Тем более, в нашем театре нет постоянных главных режиссера и художника. У каждого из приглашенных режиссеров и художников свои пожелания, приходится к ним приноравливаться. Но есть в этом и свои плюсы - получаем больше нового опыта, работаем с разными материалами. Какие бы перед нами не ставили задачи - нет ничего невозможного для человека с фантазией и интеллектом!

Пожелания высказывают и актеры, которым с бутафорским реквизитом потом работать, и монтировщики, кому придется заниматься установкой декораций. Ищутся варианты, которые для всех будут удобны. Перед премьерой порою приходится работать сверхурочно и почти круглосуточно, тем более, что иногда уже в процессе репетиций что-то меняется. Например, для «Зойкиной квартиры» одну декорацию делали целый месяц, а потом было решено ее заменить. А помост для «Анны Карениной» сразу был в планах, но легче от этого не стало: такую большую декорацию делали долго, частями. Вся целиком она и в цехе-то не поместилась бы.

Работа над некоторыми спектаклями доставляет художникам-бутафорам особое удовольствие:
- Я люблю работать над сказками, хотя, по-моему, раньше они были интереснее, – предполагает Александр Михайлович. – Может все дело в возрасте, и мне поэтому кажется, раньше все было лучше, в том числе и спектакли. Но сейчас на сцене часто непонятные конструкции, а в постановках для детей должна быть загадка, интрига. Какие раньше деревья делали! Словно настоящие. Вообще, прежде часто открывался занавес, и зрители уже оформлению сцены аплодировали. Так, например, было со спектаклем «Недоросль».

- Мне понравилось создавать реквизит и декорации для «Зверя», постановки Александра Загораева и художника Леонида Пантина, я предпочитаю современные молодежные спектакли, - рассказывает Андрей. - Особенно запомнилось, как я делал для «Зверя» человеческий череп (из пластилина, бумаги, марли и множества слоев краски и клея). Хотя с классическими декорациями для «Женитьбы» режиссера Александра Власова и художника Владимира Кана тоже интересно было работать. Необычный пень понадобился для «Наказания», спектакля Загораева и Пантина. Когда в этот пень втыкают топор, из него течет кровь. Его тоже сделал я. Это настоящий пень, внутри него пустоты, подведены трубочки, и в нужный момент из них брызгает краска, заменяющая кровь.

Проявлять свою фантазию бутафорам приходится не только для решения художественного оформления спектакля. Например, Александр Никифоров даже работает обычно в необычном образе. Мы его застали в необычной колоритной шапочке, созданной своими руками:

- Я человек с чувством юмора, люблю чудачества, люблю что-то любопытное придумывать, так легче жить, - говорит Александр Михайлович. - Маленькое хулиганство - и коллективу уже веселее работать. Я же могу быть в цехе не только в оригинальных шапках, но и в расписном халате.

Специфика работы позволяет цеху устраивать фирменные розыгрыши. День Иван Купалы в театре удался:
- Мы взяли пластиковое ведро от краски и вместо воды вклеили туда длинные полосы полиэтилена, - вспоминает Татьяна. – Из этого бутафорского ведра мы потом поливали с лестницы всех наших актеров, когда они приходили в театр. Все сначала пугались, а потом смеялись.

- Людям вообще смешно нас со стороны слушать, - полагает Валентина. - Мы на своем «птичьем языке» очень забавно разговариваем. Например, мы можем «лепить горбатого», как было, когда в театре выпускали спектакль «Карлик Нос». А одна девушка накануне премьеры «Волшебника изумрудного города» красила волосы парика в синий цвет. У нас аврал, мы очень спешим, тут в цех кто-то заглядывает и интересуется, что это девушка делает (она стояла, наклонившись к парику, поэтому было невидно). Она машинально ответила «Волосы крашу!». «Чем это вы занимаетесь на работе, красите волосы! – возмутились посетители. – В парикмахерскую что ли сходить не можете?!».

В общем, скучать бутафоры не любят, и это позволяет им справляться с большим объемом работы.

Текст: Мария Симонова

Фото: Мария Аникина


http://afisha.westsib.ru/text/read/6269
Tags: ТЮЗ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments